РОДЖЕРС (ROGERS) Карл Рэнсом

РОДЖЕРС (ROGERS) Карл Рэнсом
(1902-1987) - американский психолог, известный практик и теоретик психотерапии, один из лидеров гуманистической психологии (феноменологическое направление). Основные сочинения: "Клиническое лечение проблемного ребенка" (1939), "Консультирование и психотерапия" (1942), "Центрированная на клиенте терапия" (1951), "Психотерапия и изменения личности" (1954), "Теория терапии личности и межличностных отношений" (1959), "Становление личности" (1961), "Карл Роджерс о группах встреч" (1970), "Партнерство" (1972), "Карл Роджерс о человеческих возможностях" (1977), "Способ бытия" (1980), "Свобода учиться: 80-е годы" (1983) и др.

Взгляд Р. на природу человека сформировался на основе его клинического опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства  и психологические проблемы. Причинность поведения человека он объясняет неким объединяющим, руководящим и единственным мотивом в жизни: тенденцией к актуализации, т.е. сохранением и развитием себя, максимальным выявлением лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы. Индетерминизм и нонконформизм личности рассматриваются Р. в качестве основы "феноменального" поведения человека. Такое поведение предполагает не столько осознание собственного несовершенства в реальном настоящем, сколько конструирование внутреннего мира, способного перестроить и приспособить систему своих жизненных планов под актуальное будущее. Целостность мотивационного конструкта выступает основанием как для психологической реальности (иная реальность, по мнению Р., человеком не воспринимается и не интерпретируется), так и самоопределения людей, которые естественно и неизбежно движутся в направлении большей автономности и зрелости. По Р., факт удовлетворения какой-либо потребности не выступает мотиватором поведения - потребность движет человеком, пока она не удовлетворена. Только в движении к саморазвитию, личностном росте, самореализации и стремлении стать полноценно функционирующей личностью заключается, согласно Р., сущность человеческого поведения.

Теория самости, "Я"-концепция Р. рассматривает стадии процесса психотерапии и становления человека: 1) "Я" закрыто для интерпретации; 2) "Я" формально интерпретируется; 3) свободный поиск интерпретаций о себе; 4) "Я" закрыто для настоящего; 5) "Я" открыто для настоящего; 6) "Я" непосредственно и открыто для опыта; 7) "Я" рефлексивно, в результате чего достигается формирование "внутреннего локуса оценивания", позволяющего самостоятельно осмысливать и реконструировать собственное "Я" в соответствии с реальным жизненным опытом. Пока несоответствие между "Я"-реальным и "Я"-идеальным не осознается, человек не испытывает тревоги и не нуждается в защите (защищается же такой человек не действием, а искажением интерпретации и отрицанием возникшего переживания). В противном случае переживание невозможности сохранить целостность "Я"-структуры приводит к психическим растройствам. Поэтому "полноценно функционирующий человек", по Р., должен быть открыт для переживаний, жить полной и насыщенной переживаниями жизнью, доверять своим ощущениям, быть субъективно свободным и готовым к творчеству. Р. критически относился к результатам своих теоретических построений и признавал, что в своей психотерапевтической практике ему не удавалось подниматься выше четвертой стадии процесса самоосознания и личностного развития пациента.

Основным препятствием личностного роста Р. называет неготовность социального окружения поддержать стремления индивида к самоактуализации. Это привело Р. и его последователей к необходимости разрабатывать и заниматься популяризацией так называемых групповых поддерживающих методов и технологий: "группы встреч", "группы роста" и т.п. В организации психологической помощи Р. предложил терапию, "центрированную на человеке", когда взаимоотношения терапевта и человека, обратившегося за помощью, приобретают глубоко личностный контакт (эмпатический и качественный в профессиональном отношении), когда снимается несоответствие между переживанием и самостью человека, когда человек берет на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего "Я". Влияние идей Р. на профессиональную психологию, на формирование терапевтических и образовательных стратегий очень велико. Идеи нашли применение в таких сферах, как социальная работа,  уход за больными, семейное консультирование, взаимоотношения и развитие групп, образование. Со времен З. Фрейда никто не имел большего влияния на практику консультирования и терапии, чем Р.

Д.В. Ермолович


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "РОДЖЕРС (ROGERS) Карл Рэнсом" в других словарях:

  • Роджерс (Rogers) Карл Рэнсом — (8.01.1902, Ок Парк, Иллинойс 4.02.1987, Ла Джолла, Калифорния) американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Биография. Получил психологическое образование в университетах штатов Висконсин и Колумбия (бакалавр, 1924;… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Роджерс Карл Рэнсом — (1902–1987) американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Роджерс, Карл Рэнсом — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Карл Рэнсом Роджерс — (англ. Carl Ransom Rogers; 8 января 1902  4 февраля 1987)  американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я концепцию»,… …   Википедия

  • Роджерс Карл Рэнсом — Карл Рэнсом Роджерс (англ. Carl Ransom Rogers; 8 января 1902  4 февраля 1987)  американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс… …   Википедия

  • РОДЖЕРС —         (Rogers) Карл (р. 8.1.1902, Ок Парк, Иллинойс), амер. психолог, один из лидеров «гуманистич. психологии». Основатель т. н. ненаправленной, или «центрированной на клиенте», психотерапии, при которой врач, вступающий в глубоко личностный… …   Философская энциклопедия

  • РОДЖЕРС Карл Рэнсом — (Rogers, Carl) (1902 1987), американский психолог и педагог, создавший концепцию центрированной на пациенте , или недирективной терапии, в которой традиционные отношения доктор пациент заменены отношениями личность личность. Роджерс родился в Оук …   Энциклопедия Кольера

  • РОДЖЕРС — (Rogers) Карл Рэнсом (1902 1987) американский психолог, известный практик и теоретик психотерапии, один из лидеров гуманистической психологии (феноменологическое направление). Взгляд Р. на природу человека сформировался на основе его клинического …   Новейший философский словарь

  • Роджерс Карл Рэнсом / Rogers, Carl Ransom — (1902 1987). Роджерс создал психотерапевтическую систему, в которой терапевт выполняет функции фасилитатора …   Психологическая энциклопедия

  • Роджерс — (англ. Rogers или Rodgers)  фамилия. Известные носители: Роджерс, Бретт (род. в 1981)  американский боец смешанного стиля Роджерс, Джимми  американский певец Роджерс, Джинджер  американская актриса, знаменитая дуэтом с… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»